Общие

Организация

Творчество

Обзоры

История саберфайтинга

(взято из моей же статьи из Группы «Школа Фехтовальных Искусств Сергея Мишенёва» и отредактировано)

Начиная с 1977 года, мир увидел Оригинальную Трилогию (так называют 4,5,6 эпизоды "Звездных войн"). Тогда о каком-то специфическом фехтовании в этих фильмах речь не шла. Только о специфическом оружии – Lightsaber. Ситуация изменилась только с выходом 1 эпизода в 1999 г. Когда фанаты увидели поединки в нем, возникло само представление о том, что поединок "Звездных войн" – это нечто особенное. В 2000 году в Москве фанаты "Звездных войн" стали готовить первую ролевую игру по ним. Возник вопрос, как моделировать мечи и поединки джедаев (ведь уже было понятно, то это нечто особенное!) Тогда была принята концепция разборного меча. Отдельно делалась рукоятка. Отдельно делался клинок. Клинок «гуманизировался» поролоном и раскрашивался. Сложнее было с поединком. Ведь он должен был быть длительным и красивым. Сразу скажу, что тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось два энтузиаста (один из них как раз и разрабатывал изначальную идею), которые решили что джедайский поединок – вещь интересная сама по себе и начали регулярно встречаться в парке. Основной идеей изначально было сделать такой поединок, чтобы два форсъюзера (фактически, сленговое слово, означающее джедая или сита, от "force user") встретившись на игре, могли показать длительный, красивый, динамичный поединок, а не убить друг друга с одного-двух ударов. Ситуация осложнялась тем, что из двух энтузиастов только у одного был небольшой опыт обращения с мечом (кендо и ролевое фехтование). Зато в свет вышла игра Jedi Outсast, в которой у главного героя появился световой меч. Часть движений была взята из нее. Была разработана система, в которой существовало несколько строго определенных ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудные, чтобы партнер мог успеть увидеть какой блок ставит, а зритель насладиться "шлейфом". При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Контратаки предусмотрены не были.

К 2001 году ЗВ-фэндом (фанаты "Звездных войн") начали активно узнавать, говорить и проникаться саберфайтингом. Идея (пока только сама идея, без реализаций) начала распространяться в другие города СНГ. К концу 2002 года количество саберфайтеров в Москве набрало критическую массу (многие, кто сталкивался с теми или иными фэндомами поймут, что это такое), когда обнаружилось, что цели у людей разные. В марте 2003 года саберфайтинг раскололся на два направления: Школу Саберфайтинга (ШС), занимавшуюся изначальным концептом произвольного поединка, ВИЗУАЛЬНО похожего на Звездные войны, и Академию Джедаев на Явине 4, более интересовавшуюся внутренней составляющей - почувствовать себя джедаем/ситом и провести реальный поединок (с целью поразить противника). Через пару лет каждая из них раскололась еще раз. И стало 4 группы: Школа Саберфайтинга – всё с тем же концептом; отколовшаяся от нее (ушла часть недовольных учеников) – «сабфайт» – пропагандировавшие систему "отскока" (по интернету ходит их учебник сабфайта). Явин с концептом "Джедаев в этом мире" (практикуют цигун на тренировках и верят в реальное существование Силы) раскололся с Коррибаном (тут раскол на уровне тренеров был) – пропагандируют практическое применение саберфайтинга (для них сабер – гуманизированная палка с рукояткой) и активно занимаются рукопашкой. Где-то параллельно с этим по всему СНГ начинают образовываться (некоторые очень ненадолго) многочисленные группы саберфайтеров. Концепты в основе при этом самые разные. У многих, кажется, идеи вообще не было – просто выйти помахать саберами. Где-то в основу легло ролевое фехтование. В Москве сейчас есть еще одна группа, которая за основу взяла айкидо и катори.

Говоря о регионах нельзя отдельно не остановиться на Западно-Сибирской Академии Джедай (ЗСАД). Академия содержала пять отделений: Томск (центральное), Новосибирск, Омск, Кемерово и Самара (ага, мне тоже смешно). Они официально зарегистрировались в нескольких городах как доп.образование и несколько тренеров работают за гос. зарплату. В 2009 году ЗСАД была преобразована в Межрегиональную Федерацию Саберфайтинга (МФС). К сожалению, внутренние противоречия не миновали и их. Поэтому в 2010 году разделились на два объединения саберфайтеров – МФС (ориентированная на официальную деятельность в сфере дополнительного образования и спорта) и Содружество Свободных Саберфайтеров (ССС), неформальное добровольное объединение. Подробнее о группах и объединениях в другой статье.

Чуть-чуть назад. В последнее воскресенье марта 2003 года была образована Школа Саберфайтинга. Одной из причин тогдашнего раскола, приведшего к образованию Школы и Явина, стало понимание, что изначальная техника (придуманная в 2000-2001 годах, не совсем соответствует тому, что мы видим в фильме, тем более что на тот момент еще и второй эпизод успел выйти). Явин пошел путем изменения уже имеющейся техники до чего-то более боевого. Школа Саберфайтинга ввела понятия "идеальная форма", под которой подразумевалась уже имеющаяся техника саберфайтинга, и "боевая форма", в которую вошли все последующие изыскания и разработки. "Боевая форма" более-менее оформилась в 2008 году, после чего в ШС перестали обучать новичков «идеальной форме». Полное техническое образование саберфайтинга не завершилось и ближайшее время вряд ли завершится. Направление молодое, находится в постоянном динамическом развитии и поиске.

Хотите прокомментировать данную статью? - Создавайте тему здесь!

24.01.11