Общие

Организация

Творчество

Обзоры

Съемка ФанФильма

Фанфильм, пожалуй, является самым интересным из «продуктов на выходе» фанатской деятельности. К сожалению, еще и самым сложным.
Не-позорный фанфильм требует грамотного подхода по целому ряду вопросов. Фанфильм, основным действом которого является файт, еще называют «файт-фильмом».

Сразу оговорюсь, что не ставлю своей целью подробное раскрытие всех аспектов съемки фанфильма. В интернете достаточно много материалов по съемкам кино.

лаборатория SMX – статья 2004 года

Также существуют специализированные учебники для вузов.
Скорее наоборот, я хочу кратко описать те аспекты, на которые стоит обратить внимание при съемке.

Сюжет. Даже у файт-фильма должен быть сюжет. История должна о чем-то рассказывать. Нужна завязка, основное действие, кульминация и развязка. При этом у зрителя нужно постоянно поддерживать интерес: что же будет дальше и чем всё это закончится, как главный герой будет действовать. Напряжение должно нарастать. При этом важно минимизировать диалоги. Всё, что может быть рассказано действием – должно быть рассказано действием. И уж тем более персонаж не должен разговаривать вслух сам с собой. При написании сценария фанфильма важно представлять, что вы можете снять, а что – нет. И не замахиваться на невозможное в ваших условиях.

Актеры. Понятно, что профессиональные актеры в фанфильмах обычно не снимаются. Но это не повод не требовать отыгрыша у имеющихся непрофессионалов. Очень важно, чтобы человек внешне эмоционально выражал чувства своего персонажа. На это стоит обращать внимание при репетициях и при съемке.

Диалоги. Диалог определенно лучше монолога. Но злоупотребление статичным диалогом точно так же убивает фильм. Диалоги должны быть ёмкими, содержательными и не длинными. И на много лучше, когда разговор идет на фоне какого-нибудь действия. К примеру, при файте – короткие обмены репликами в естественных паузах.

Костюмы. Грим. Почему-то многие думают, что обозначения костюма персонажа вполне достаточно. К сожалению, «прокатывает» такой вариант только в комедии с хорошим сюжетом. Во всех остальных случаях в мальчике в джинсах, кроссовках и джедайском плаще увидят именно мальчика в джинсах, кроссовках и джедайском плаще, а не мастера-джедая. Зритель вообще по природе ленив и ничего за вас додумывать не будет! Поэтому, исходя из сюжета, очень важно продумать костюм и приложить усилия к его реализации. Часто это не так уж сложно и страшно, как кажется. Грим может помочь состарить актера до возраста персонажа. Для примитивного грима достаточно обычных косметических карандашей. А следы шрамов-ожогов делаются с помощью медицинского клея (БФ-6).

Антураж. Так же внимание стоит уделить соответствию антуража заявленным событиям. Убрать из кадра лишние предметы. Позаботиться о виде используемых. Пластик, пластилин, картон, клей, краски, фантазия и приложение рук вам помогут. Для съемки файтфильма, понятное дело, используются световые мечи. Рукоятка неактивированного не должна быть заткнута за пояс. Активация снимается без клинка, чтобы можно было нарисовать «выползающий» луч. При съемке файта лучше использовать меч без гуманизации, чтобы был более тонким для обработки. «Голый» клинок стоит обклеить в контрастный фону цвет. Если фоновых цветов несколько – сделать полосатым. Иначе сложно обрабатывать.

Место съемок. Это самый сложный вопрос для ЗВшного фанфильма. Если по сценарию дело происходит на Земле, то еще ничего. Только нужно адекватно обосновать, что они тут делают. А вот если нужно изобразить чужие планеты... Самый простой (чаще всего вообще единственный) вариант – лес. Благо, лес – он и на Эндоре лес. ;) Опушки с проводами и домиками выдать за другую планету не получится. Родную деревню – тем более. К сожалению, большинство построек выдает земное происхождение. И даже одна кирпичная стенка в кадре убивает весь достигнутый эффект. А уж если на ней вполне земные граффити – тем более. Конечно, можно попробовать снять весь фильм на зеленом фоне. Но во-первых, это сильно ограничит вас в возможностях перемещения персонажей (файт не сделаешь), во-вторых влетит в такой постпродакшен, что сделать его качественно потребует времени и сил.

Спецэффекты. Кстати о постродакшене. Если вы не готовы прорисовывать эффект в каждом кадре (да-да, даже с помощью спецпрограмм), лучше не делать его вообще. Обработки мечей это тоже касается. И съемки на зеленом фоне. Тут так же, как с костюмами – обозначить не достаточно. Зритель не будет додумывать. Нужно делать полностью, как будто так и снимали на самом деле.

Монтаж. Даже интересный сценарий можно «убить» монтажом. Монтаж должен быть динамичным. Лучше срезать начало движения, чем оставить паузу перед ним. При монтаже файта – чем чаще монтаж, тем динамичней файт. Переходить с ракурса на ракурс лучше на последней фазе удара, когда меч уже почти коснулся другого меча, но коснется уже в следующем ракурсе. Нельзя монтировать рядом близкие ракурсы. Нельзя делать слишком резкие переходы между крупными и общими планами. Между ними обязательно должны вклиниваться средние. Ну и конечно же, обязательно пересматривайте смонтированное. Если глаз за что-то цепляется – нужно переделывать.

Основы операторского мастерства – Часть 2. Экспозиция, динамический диапазон, баланс белого и "зебра"

Оборудование. Снимать можно на камеру или на более-менее нормальный фотоаппарат. Не на телефон! Понятно, что чем круче оборудование, тем лучше. Но и простейшая бытовая камера при нормальном дневном освещении дает вполне неплохую картинку. Желательно иметь штатив или его аналог. Хотя большая часть файта со штатива не снимается. Крупные планы все-таки лучше брать с не-трясущейся камеры. В принципе, с помощью штатива можно более стабильно держать камеру и на весу. Практически любой современный компьютер с обработкой видео справляется. Разница будет только в скорости. А вот местом на жестком диске стоит запастись.

Звук. Звуковых дорожек в фильме три. Одна дорожка отвечает непосредственно за звуки: ветер, вода, шаги, световые мечи, удары и т.п. Вторая дорожка отвечает за фоновую музыку, которая создает правильное настроение. Третья дорожка – голоса. Дорожку голосов нужно записывать отдельно и накладывать под движение губ. Сразу камера нормально звук не захватывает.

Длительность. Сделать полноформатный фильм, не потеряв динамику и интересность сюжета, удается далеко не всем профессионалам (см. современное Российское кино). Поэтому не стоит специально раздувать сюжет и замахиваться на полноформатное кино. Лучше сделать небольшой, но качественный файт-фильм, чем длинный и скучный бред. Шансов, что зритель досмотрит до конца (и что вы вообще доведете проект до конца) больше ;)

Съемочная команда. Если вы дочитали до этого места, то уже поняли, что в одиночку фильм не осилить. Конечно, один человек может совмещать много разных функций (так обычно и бывает), но разорваться в процессе съемки невозможно и следить сразу за всем тоже. Помимо оператора и актеров в кадре, нужен режиссер, который следит за тем, что актеры делают. Помощник режиссера, который отслеживает что снимать, как снимать, не сбились ли костюмы, не надо ли поправить грим. И помощник оператора (иногда совмещено с помощником режиссера), который мысленно монтирует планы между собой и подсказывает оператору точку съемки и ракурс, а заодно отслеживает, не попало ли в кадр что-то лишнее. Сам оператор следит за композицией в кадре и, как правило, это отнимает у него сил больше, чем у всех остальных вместе взятых :)

Хотите прокомментировать данную статью? - Создавайте тему здесь!

18.02.11
ред. 12.02.12